Проект «Родничок»

 

Направление проекта: Создание условий для осуществления социальной поддержки детей – дошкольников из неблагополучных семей

Автор- составитель Саженина Т.Е.,
зам директора по научно-методической работе

 

Основная цель проекта:

создать психолого – педагогический кабинет для оказания помощи детям – дошкольникам из неблагополучных семей

Основные задачи проекта:

1. Проведение психологических тренингов
2. Проведение логопедических занятий
3. Социальная адаптация детей – дошкольников из неблагополучных семей.
4.Проведение психолого – педагогических консультаций для родителей дошкольников

Постановка проблемы

По результатам наблюдений, осуществляемых учителями, соц. педагогом, психологом в последние годы, каждый третий ребенок, обучающийся в школе воспитывается в неполноценной семье. Современная семья отличается нестабильностью, многие родители уклоняются от воспитания детей, развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число конфликтных семей, где нелады родителей между собой отражаются на воспитании детей, ножницы прожиточного уровня богатых и бедных расходятся, есть семьи, находящиеся на грани нищенства, чаще всего это многодетные семьи.

Из 498 семей, дети которых обучаются в БСШ№1 -84- неполные семьи, 25-многодетные, 243-малообеспеченные, 11-нищенствуют,6 детей, под опекой 6-дети -инвалиды, 4 ребенка живут в приемных семьях. В 2007 году в школу зачислены 26 детей, из них 12детей относятся к группе риска, неадаптированные к школе, не получающие должного семейного воспитания, с трудом осваивающие учебную программу.

Т.о. условия семейного воспитания большей части детей нашей школы не способствуют их полноценному развитию. Не осуществляется на должном уровне в проблемных семьях подготовка детей к школе, что провоцирует явление социально-педаогической запущенности. Многие родители не способны справляться с проблемами психологического и личностного развития своих детей, не заинтересованы в гармоничном развитии личности своего ребенка. Влиять на развитие ребенка школа начинает с момента его поступления в первый класс- и для многих детей начинается мучительный процесс, приводящий к появлению невротических реакций, психических расстройств, вызванных неподготовленностью к школе, ранней педагогической запущенностью. Дети, нуждающиеся в коррекционной работе психолога, получают услуги психолога поздно, в школьном возрасте. В связи с существованием данных проблем возникает необходимость грамотной, целенаправленной, научно-обоснованной психолого-педагогической поддержки детей из неблагополучных семей в дошкольный период. В районном центре Баган на базе ДДЮТ имеется школа раннего развития, однако её посещают дети из обеспеченных благополучных семей. Она не ставит перед собой цель - охватить предшкольной подготовкой всех дошкольников. Тогда как школа, осуществляя запись детей в первый класс в своем микрорайоне, выявляет всех детей, в том числе и из проблемных семей. Созданная в школе материальная база, хорошо подготовленные педагоги, готовы осуществлять целенаправленную программу предшкольной подготовки, направленную на укрепление физического, психического здоровья, умственное и духовное развитие дошкольника, на адаптацию к школьному обучению. Для реализации данной программы требуется создание специальных условий для пребывания детей дошкольного возраста. Необходимо создание специального кабинета психолого- педагогической поддержки, где бы приходящим дошкольникам были созданы комфортные условия для занятий, отдыха, психологического тренинга, где бы осуществлялось умственное и психологическое развитие ребёнка, путём комплексных занятий шла коррекционная психолого-педагогическая работа. В то же время складывался положительный настрой детей на будущее обучение в школе, шла адаптационная деятельность, одновременно такие дети смогли бы получить перед школой медицинскую помощь, так как школа тесно сотрудничает с ЦРБ, родители дошкольников смогли бы получить квалифицированную помощь педагогов, психолога, психиатра, юриста  Дети и родители смогли бы участвовать в совместных праздниках, экскурсиях с выездом на природу, что непременно будет способствовать укреплению отношений в семьях.

В результате осуществления проекта планируется оказать психолого – педагогическую поддержку и  подготовить к обучению в школе 12 дошкольников из неблагополучных семей.

 

                                             МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ

Организация учебно- воспитательного процесса на этапе предшкольного образования

По мнению Н. Ф. Виноградовой, автора программы «Предшкольная пора», независимо от того, в условиях какого социального института (детский сад, школа, семья) будет проходить обучение детей дошкольного возраста, необходимо, чтобы его руководители ориентировались на два важнейших "требования: необходимость получения реального результата обучения, определенного программой; учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие и интерес к занятиям; желание посещать образовательное учреждение, а в будущем - школу.

Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально- психологического климата в детском коллективе.

В зоне особого внимания педагога, по мнению Н. Ф. Виноградовой, должен быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:

2. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого- успешности обучения. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода
развития ребенка является игровая и поэтому именно игра должна стать
приоритетной формой организации и методом обучения.

3. Следует   создать   условия   для   более  разнообразного   учебного   и
внеучебного  общения детей.  Потребность  к  общению  со  сверстниками-
особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности
происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для
обучения в школе.

4.Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления.

При подготовке конкретного занятия педагог должен :

-    оценить   этап   обучения   и   сформированность   у   каждого   ребенка
необходимых знаний-умений;

-   предусмотреть разные организационные формы проведения занятий
(
парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого
ребенка;

-   учитывать  необходимость  возвращения( повторения)  изученного  в
новых учебных ( игровых) ситуациях;

-   предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.

Работа с родителями будущих первоклассников

При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со
стороны родителей. Родительские лекции, предусмотренные в рамках программы  «Подготовка детей к школе» информируют родителей об особенностях дошкольного и младшего школьного возраста, организации учебного процесса, об объеме знаний, необходимом при поступлении в школу, о роли семьи в развитии и воспитании ребенка. В организации и проведении лекций для родителей будущих первоклассников задействованы учителя начальных классов и психологическая служба школы.




 

Hosted by uCoz