Проект «Родничок»
Направление проекта: Создание условий для осуществления
социальной поддержки детей – дошкольников из
неблагополучных семей
Автор-
составитель Саженина Т.Е.,
зам директора по научно-методической работе
Основная цель проекта:
создать
психолого – педагогический кабинет для оказания помощи детям –
дошкольникам из неблагополучных семей
Основные задачи проекта:
1.
Проведение психологических тренингов
2. Проведение логопедических занятий
3. Социальная адаптация детей – дошкольников из неблагополучных семей.
4.Проведение психолого – педагогических консультаций для родителей
дошкольников
Постановка проблемы
По
результатам наблюдений, осуществляемых учителями, соц. педагогом,
психологом в последние годы, каждый третий ребенок,
обучающийся в школе
воспитывается в неполноценной семье. Современная семья отличается
нестабильностью, многие родители уклоняются от воспитания детей,
развиваются процессы кризисных явлений в семье, увеличивается число
конфликтных семей, где нелады родителей между собой отражаются на
воспитании детей, ножницы прожиточного уровня богатых и бедных
расходятся, есть семьи, находящиеся на грани нищенства, чаще всего это
многодетные семьи.
Из 498 семей, дети которых
обучаются в БСШ№1 -84- неполные семьи, 25-многодетные,
243-малообеспеченные, 11-нищенствуют,6 детей, под опекой 6-дети
-инвалиды, 4 ребенка живут в приемных семьях. В 2007 году в школу
зачислены 26 детей, из них 12детей относятся к группе
риска,
неадаптированные к школе, не получающие должного семейного воспитания, с
трудом осваивающие учебную программу.
Т.о. условия семейного
воспитания большей части детей нашей школы не
способствуют их полноценному развитию. Не осуществляется на должном
уровне в проблемных семьях подготовка детей к школе, что
провоцирует явление социально-педаогической запущенности. Многие
родители не способны справляться с
проблемами психологического и личностного развития своих детей,
не заинтересованы в гармоничном развитии личности
своего ребенка. Влиять на развитие
ребенка школа начинает с момента его поступления в первый класс-
и для многих детей начинается мучительный процесс, приводящий к
появлению невротических реакций, психических
расстройств, вызванных
неподготовленностью к школе, ранней педагогической запущенностью.
Дети, нуждающиеся в коррекционной работе психолога, получают услуги
психолога поздно, в школьном возрасте.
В связи с существованием данных
проблем возникает необходимость
грамотной, целенаправленной,
научно-обоснованной психолого-педагогической поддержки детей из
неблагополучных семей в дошкольный период. В районном центре Баган на
базе ДДЮТ имеется школа раннего развития, однако её посещают дети из
обеспеченных благополучных семей. Она не ставит перед собой цель -
охватить предшкольной подготовкой всех дошкольников. Тогда как школа,
осуществляя запись детей в первый класс в своем микрорайоне, выявляет
всех детей, в том числе и из проблемных
семей. Созданная в школе материальная база, хорошо подготовленные
педагоги, готовы осуществлять целенаправленную программу предшкольной
подготовки, направленную на укрепление физического, психического
здоровья, умственное и духовное
развитие дошкольника, на адаптацию к школьному обучению. Для
реализации данной программы требуется
создание специальных условий для
пребывания детей дошкольного возраста.
Необходимо создание специального
кабинета психолого- педагогической поддержки, где бы приходящим
дошкольникам были созданы комфортные условия для занятий, отдыха,
психологического тренинга, где бы осуществлялось умственное и
психологическое развитие ребёнка, путём
комплексных занятий шла
коррекционная психолого-педагогическая работа. В то же время
складывался положительный настрой детей на будущее
обучение в школе, шла адаптационная
деятельность, одновременно такие дети смогли бы получить перед школой
медицинскую помощь, так как школа тесно сотрудничает с ЦРБ,
родители дошкольников смогли бы получить
квалифицированную
помощь педагогов, психолога, психиатра, юриста
Дети
и родители смогли бы участвовать в совместных праздниках,
экскурсиях с выездом на природу, что непременно будет способствовать
укреплению отношений в семьях.
В
результате осуществления проекта планируется оказать психолого –
педагогическую поддержку и подготовить к обучению в школе 12
дошкольников из неблагополучных семей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ
Организация учебно- воспитательного процесса
на этапе
предшкольного образования
По
мнению Н. Ф. Виноградовой, автора программы «Предшкольная
пора»,
независимо от того, в условиях какого социального института
(детский сад, школа, семья) будет проходить обучение
детей дошкольного возраста, необходимо, чтобы его руководители
ориентировались на два
важнейших "требования: необходимость получения реального результата
обучения,
определенного программой; учет индивидуальности ребенка, его
эмоциональное благополучие и интерес к занятиям; желание посещать
образовательное учреждение, а в будущем - школу.
Организация процесса
обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям,
учет которых будет способствовать более
эффективному достижению поставленных
целей, а также созданию благополучного эмоционально- психологического
климата в детском
коллективе.
В
зоне особого внимания педагога, по мнению Н. Ф. Виноградовой,
должен быть учет психологических особенностей и
возможностей детей
старшего дошкольного возраста. Это проявляется в следующем:
2. Нельзя
предъявлять детям требований, которые они не могут
выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной
мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к
ней, и как
следствие этого- успешности обучения.
Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода
развития ребенка является игровая и поэтому именно игра
должна стать
приоритетной
формой организации и методом обучения.
3. Следует
создать условия для более разнообразного учебного и
внеучебного общения детей. Потребность к общению со
сверстниками-
особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой
деятельности
происходит развитие многих коммуникативных умений,
необходимых для
обучения в школе.
4.Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого
воспитанника и учитывать их в процессе обучения: темп деятельности,
особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками,
индивидуальные эмоциональные проявления.
При подготовке конкретного занятия педагог должен :
-
оценить этап обучения и
сформированность у каждого ребенка
необходимых знаний-умений;
-
предусмотреть разные организационные формы проведения
занятий
(парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную
работу каждого
ребенка;
-
учитывать необходимость возвращения( повторения)
изученного в
новых учебных ( игровых) ситуациях;
-
предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой
деятельности.
Работа с родителями будущих первоклассников
При
подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со
стороны родителей. Родительские лекции, предусмотренные в
рамках
программы «Подготовка
детей к школе» информируют родителей об
особенностях дошкольного и младшего
школьного возраста, организации
учебного процесса, об объеме знаний, необходимом при поступлении в
школу, о роли семьи в развитии
и воспитании ребенка. В организации и проведении лекций для
родителей будущих первоклассников задействованы учителя начальных
классов и психологическая служба школы.
|