Программа правового воспитания
«Правовая культура»
на 2007- 2012 год
Авторский
коллектив:
Рыбалко Е.Н., учитель обществознания;
Саженина Т.Е.,зам. д- ра по нмр;
Захарова О.Г., соц. педагог
Цели программы:
1.Правовое
просвещение участников образовательного процесса.
2.Построение
воспитательной системы в рамках правовых норм.
3.Направленность
деятельности на оказание помощи участникам образовательного
процесса в реализации возникающих социальных проблем.
Задачи:
1.Ознакомление
участников образовательного процесса с основами правовой культуры.
2.Формирование
знаний о правах и обязанностях участников образовательного процесса.
3.Освещение
вопросов правовой стороны образовательного процесса.
4.Организация
деятельности школы в рамках системы законодательства.
Пояснительная записка
Необходимость разработки и реализации Программы «Правовая культура»
обусловлена ростом числа детей, состоящих на внутришкольном учете и
учете в ИДН, увеличением количества неблагополучных семей и семей,
устраняющихся от воспитания детей. Несмотря на то, что в школе
реализуется «Воспитательная система», в рамках которой ведутся
родительские лектории, родительские собрания, классные часы,
тематические индивидуальные беседы по правовым вопросам, осуществляется
сотрудничество с РОВД, прокуратурой, отделом молодежи, центра занятости,
комиссией по делам несовершеннолетних при сельском совете и
администрацией район, в тоже время отсутствует целенаправленная,
системная работа по правовым вопросам, касающихся всех участников
образовательного процесса .
Программа направлена на сохранение и развитие всех тех
благ, которые ребенку дают право и образование, когда они не входят в
противоречие не с их физическом здоровьем, ни с психологическим, ни с
нарушением прав личности ребенка.
Программа направлена на развитие у ребенка способности к
самореализации и самореабилитации тех механизмов, которые позволяли бы
ему становиться человеком не только знающим, но и управляющим жизненной
ситуацией, в том числе и образовательной, на развитие правосознания
учащегося и формирование гражданской позиции.
Программа представляет собой процесс совместной
деятельности администрации школы, педагогического коллектива,
родительской общественности, общественных организаций, работающих с
детьми и семьёй, организаций, непосредственно занимающихся вопросами
гражданского и законодательного права граждан.
Программа выполняет просветительские, образовательные и
воспитательные функции.
Система направлена на создание в школе демократического
стиля управления, чему способствует наличие открытого образовательного и
воспитательного пространства в школе, существование таких органов
управления , как педагогический совет, методический совет, профсоюз,
Совет трудового коллектива, Родительский комитет, Совет ОУ, органы
детского самоуправления
При составлении программы авторы руководствуются тремя
главными направлениями деятельности: просветительская деятельность по
правовым вопросам, изучение законодательных актов, практическое
применение правовых знаний, прямое их соблюдение при организации учебно
– воспитательного , трудового процесса в школе.
Вся правовая программа представляет собой взаимодействие
взаимосвязанных и взаимообусловленных блоков:
1.Я – ученик (В стране знаний )
2.Я и моя семья
3.В кругу сверстников (Я, ты, мы)
4.Молодёжная культура.
5.Юридическая ответственность.
6.Самоорганизация и самоуправление.
7.Гражданин России.
Основные направления деятельности
Просвещение
-
Ведение курса «Основы правовых знаний»
2.Работа Клуба «Право»
3.Работа родительского лектория.
4.Деятельность «Родительской школы» (нач.
звено)
5.Организация бесед, лекций, встреч,
диспутов, классных часов по правовым вопросам для учащихся
школы.
6. Проведение консультаций,
собеседований, семинаров для учителей и родителей учащихся.
7. Издание специальных номеров школьной
газеты «Пять с плюсом», содержащих информацию по правовым
вопросам |
Изучение законодательных актов:
Конституция РФ
Семейный кодекс
Трудовой кодекс
Уголовный кодекс
Гражданский кодекс
Административный кодекс
Закон об образовании РФ
Устав школы
Локальные акты школы |
Практическое применение
правовых знаний:
|
1-4 классы
Ранняя пропедевтика.
|
|
|
|
|
|
Администрация школы. Локальные акты.
Пед.совет.
Исполнение закононв. |
|
|
|
|
|
|
|
5-7 классы
Пропедевтика.
Формирование способности
к саморегуляции.
|
|
Руководитель правового клуба. |
|
|
|
|
|
|
|
|
8-9 классы
Систематизированное
образование. Расширение
представлений о социальном
устройстве общества.
|
|
Система
гражданско-правового
обучения
и воспитания |
|
|
Классные руководители |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10-11 классы
Углубление и интеграция
знаний.
Воспитание
нравственного
идеала |
|
Общественные организации |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дополнительное
образование. Знания правовой культуры:
"Основы
налоговой
грамотности",
"Мир вокруг нас",
"Наш выбор: жизнь
без наркотиков» |
|
|
|
|
Социальная служба. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перечень мероприятий на
2006 – 2007 год
Раздел |
мероприятие |
класс |
Я - ученик |
Как вести
себя в школе |
1 – й класс |
Я и моя семья |
Операция
«Кошкин дом» |
2-й класс |
В стране
знаний |
Конкурс «Чья
тетрадь лучше?» |
3-й класс |
Я, Ты, Мы |
Ролевая игра
«Ваши права»
Обсуждение
рассказа о дружбе «Сделай шаг навстречу» |
4 –й класс
5 –й класс |
«Твоя
позиция»
Самоорганизация и самоуправление
|
Инсценировка
суда над табаком
Ситуативно –
правовой практикум «Подростки и алкоголь» |
6 класс
7 класс |
Юридическая
ответственность |
Ситуативно –
правовой практикум «Хулиганство несовершеннолетних. Каковы
последствия?»
Беседа –
диалог «Преступление и наказание»
Избирательная
система в России (встреча с председателем избирательной комиссии
) |
8 класс
11 класс
11 класс |
Молодёжная
культура |
Беседа –
диалог «Молодёжное и общественное движение в современной
России»
Виртуальный
портрет современного молодого человека |
9 класс
10 класс |
Родительская
школа |
Избирательная
система в России
Ваш ребёнок
пошёл в школу. Устав ОУ. |
Лекторий
Родительская
школа первоклассников |
|