---> Лучшие учителя <---
ПЕТРЕНКО ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА

учитель математики высшей категории


Моя педагогическая деятельность

На мой взгляд, главная цель образования в том, чтобы помочь ученику лучше понять процесс жизни, уметь ориентироваться в ней, быть способным найти свое индивидуальное место. Поэтому я нахожусь в постоянном поиске методов и приемов работы, много внимания уделяю созданию обстановки комфортности, атмосферы уважительного отношения друг к другу. При обучении детей математике ставлю перед собой такие задачи:

1.Заложить фундамент математической культуры.

2. Добиться понимания логических связей в построении курсов различных разделов математики.

3. Достижение учащимися высокого уровня вычислительных и других математических навыков.

4.Развитие творческого начала, воспитание интереса к математическому творчеству.

На основе программ, рекомендованных Министерством образования, разработала программы по алгебре для 8-9 классов, алгебре и началам анализа для 10-11 классов с расширенным изучением математики. Целью такого изучения математики в 8 классе ставлю закрепление и развитие у школьников интереса к предмету, обеспечение прочной базы для дальнейшей математической подготовки. Я не стремлюсь к насыщению программы 8 класса дополнительными вопросами, расширенное изучение происходит через наполнение курса разнообразными, интересными, сложными задачами, овладение основным программным материалом на боле высоком уровне. При составлении программы ориентируюсь на преподавание по учебникам «Алгебра» (авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др.), «Дополнительные главы к школьному учебнику» (авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк и др). Целью расширенного изучения математики в 10-11 классах ставлю ликвидацию разницы в уровнях подготовки выпускника школы и абитуриента, подготовку учащихся для поступления в ВУЗ и успешного их обучения. В программу для 10-11 классов ввела ряд тем, которые выходят за рамки минимума содержания школьного образования ( иррациональные неравенства, уравнения и неравенства с параметрами, уравнения и неравенства с модулями, теория комплексного числа и др). При составлении программы ориентировалась на преподавание по учебнику «Алгебра и начала анализа» (авторы А.Н.Колмогоров, А.М.Абрамов и др.). использую отдельные главы учебника Н.Я.Виленкина, сборники для подготовки абитуриентов. Занятия вызывают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки учащихся. Обучение учащихся веду таким образом, чтобы овладение знаниями, умениями и навыками требовало напряжения интеллектуальных знаний, эмоциональных сил, воли. По возможности стремлюсь к тому, чтобы познание теоретического материала происходило в процессе поисковой деятельности, основанной на анализирующем наблюдении, сравнении, сопоставлении. Ведь знания будут более прочными, если они открыты самими учащимися при минимальном участии учителя. Особое внимание уделяю задачам, которые способствуют подготовке учеников к деятельности творческого характера, формированию у них соответствующих интеллектуальных умений:

-использование известных алгоритмов, формул в сочетании с исследованием (задачи с параметрами)

-кодирование, преобразование (замена одной переменной, перевод задачи с одного языка на другой, составление математической модели предложенной задачи)

-выдвижение гипотез, их проверка, доказательство или опровержение

- разработка алгоритмов.

Стремлюсь к тому, чтобы школьники осознавали сам процесс учения и себя в этом процессе (через создание ситуаций в которых ученик должен проанализировать свою работу, дать ей оценку). Для того, чтобы процесс перехода от школьного преподавания к вузовскому был менее болезненным школьники старшего звена приобретают навыки конспектирования лекций, сдачи зачетов, экзаменов, индивидуальных собеседований с учителем. За время работы в школе у меня сложилась определённая система уроков:

-урок изучения нового материала (провожу в виде лекции, эвристической беседы, диалога, дискуссии с использованием проблемного метода)

-урок выявления уровня теоретических знаний по изученному материалу (индивидуальная работа у доски, по карточкам на местах, фронтальная работа, работа в статических парах, позволяющая выявить пробелы в теоретических знаниях)

-уроки отработки ЗУН-ов учащихся ( на таких уроках идет обучение различным способам решения задач, выбор наиболее рациональных, использую индивидуальную и групповую формы работы, предоставляю возможность самостоятельной работы в большом объеме(

-обобщающие уроки (на таких уроках систематизируются знания учащихся)

-зачет (вопросы к зачёту сообщаю заранее, чаще всего он состоит из двух частей: теоретической и практической, также использую тесты разных видов)

-контрольная работа.

Особое внимание уделяю нетрадиционным формам урока, которые позволяют поднять интерес учащихся к учебе, к математике и, тем самым повысить эффективность обучения, а также лучше узнать учеников, оценить их индивидуальные способности. Большое внимание уделяю внеклассной работе, выбираю разнообразные формы этой деятельности(спектакль «Суд над математикой», игры «Поле чудес», «О! Счастливчик», «Счастливый случай», «Устами младенца» и др.), учащиеся участвуют в олимпиадах, конкурсах, являются членами школьного научного общества, занимаются в заочной математической школе.

В своей работе использую элементы технологий коллективного взаимообучения, развивающего обучения, уровневой дифференциации. Построенная таким образом работа позволяет ученику, расти настолько, насколько он способен. У большинства моих выпускников сформировался устойчивый учебно-познавательный интерес: учащиеся охотно включаются в процесс выполнения заданий; работают длительно и устойчиво; достаточно полно анализируют условия задач и осознают причины затруднений; критически оценивают свои действия на всех этапах решения задачи; способны контролировать процесс решения задачи другими учениками и обосновывать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ними задачу, опираясь на анализ известных способов действий. Не секрет, что учитель математики находится под постоянным контролем разного уровня, причём требования к знаниям учащихся постоянно возрастают. Большинство моих учеников с достоинством выдерживают независимые внешние проверки: контрольные работы по линии администрации школы и РОО, диагностические работы, вступительные экзамены в ВУЗы и ССУЗы. Профессия учителя математики требует ежедневной работы над повышением собственного профессионального уровня, изучения методической литературы по различным темам. Кроме работы с учащимися я делюсь опытом работы с коллегами, руковожу методическим объединением учителей математики, физики, информатики в школе, являюсь членом медальной комиссии в РОО и экспертом аттестационной комиссии в РОО.






























 

Hosted by uCoz