ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная образовательная программа
начального общего образования муниципального образовательного
учреждения - Баганской средней общеобразовательной школы № 1
разработана
в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования к структуре
основной образовательной программы и согласована с общественным Советом
школы.
Образовательная программа определяет
содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального
общего образования и направлена на формирование общей культуры
обучающихся, духовно-нравственное, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие; на создание основы для самостоятельной
реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность;
развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В соответствии с установленным
государственным статусом образовательное учреждение реализует
образовательные программы начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования.
Целью основной образовательной
программы начального общего образования является
создание условий для:
§
для охраны и укрепления
физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального
благополучия;
§
для сохранения и поддержки
индивидуальности каждого ребенка;
§
для развития ребенка как
субъекта отношений с людьми, с миром и с собой
Данная цель реализуется через
решение следующих задач:
- побуждение и поддержку детских
инициатив в различных видах деятельности,
- обучение навыкам общения и
сотрудничества,
- поддержание оптимистической
самооценки и уверенности в себе,
-
формирование желания учиться и основ умения учиться
Образовательная
программа опирается на возрастные возможности школьников, содержит
перечень основных видов деятельности обучающихся и перечень основных
задач, решаемых субъектами образовательного процесса.
Характеристика младшего школьного
возраста и виды деятельности младшего школьника
Младший школьный возраст - это возраст,
когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Его границы
исторически подвижны. В настоящее время он охватывает период с 6,5 до 11
лет.
Главной чертой этого возрастного периода
является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому,
социально организованному учению.
Смена ведущей деятельности - не
одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное
время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая
деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важным
моментом для психического развития.
На начальном этапе школьного образования
формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать,
сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок
учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные
действия и их результат.
Успешность смены ведущей
деятельности обеспечивают складывающиеся к концу дошкольного детства
возрастные предпосылки, от наличия которых зависит готовность ребёнка к
школьному обучению. В отличие от дошкольника, младший
школьник обладает достаточной физической
выносливостью, позволяющей осуществлять учебную деятельность, требующую
значительного умственного напряжения, длительной сосредоточенности.
Эмоционально младший школьник
впечатлителен и отзывчив, но более уравновешен, чем дошкольник. Он уже
может в достаточной степени управлять проявлениями своих чувств,
различать ситуации, в которых их необходимо сдерживать.
В этом возрасте ребёнок приобретает опыт
коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость
межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана
самооценка младшего школьника - он оценивает себя так, как оценивают его
«значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими
значимыми людьми являются прежде всего взрослые.
Особое место в жизни ученика начальной
школы занимает учитель. В этом возрасте он для ребёнка - образец
действий, суждений и оценок. От него решающим образом зависит и принятие
позиции ученика, и мотивация учебной деятельности, и самооценка ребёнка.
Основными психологическими
новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность
психических процессов и способность к самоорганизации собственной
деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы
понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и
умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться.
Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе
класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных
действиях каждого ученика.
Виды деятельности младшего школьника:
Совместно-распределенная учебная
деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа)
Игровая деятельность
Творческая деятельность
(художественное
творчество,
конструирование, социально-значимое проектирование и др.)
Трудовая деятельность (самообслуживание,
участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых
акциях)
Спортивная деятельность (освоение основ
физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия
в спортивных соревнованиях).
Задачи, решаемые младшими школьниками
в разных видах деятельности:
·
сделать первые шаги в
овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного
обобщения, анализа, планирования и рефлексии);
·
научиться самостоятельно
конкретизировать поставленные учителем цели и искать средства их
решения;
·
научиться контролировать и
оценивать свою учебную работу и продвижение в разных видах деятельности;
·
овладеть коллективными
формами учебной работы и соответствующими социальными навыками;
·
полностью овладеть правилами
игры. Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами
по игре, воплощать в игровом действии.
·
научиться создавать
собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом
продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных
замыслов;
·
приобрести навыки
самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на
уроках труда и в социальных практиках;
·
приобрести опыт
взаимодействия со взрослыми и детьми, освоить основные этикетные нормы,
научиться правильно выражать свои мысли и чувства;
Задачи,
решаемые педагогами,
реализующими основную образовательную программу
начального общего образования
·
Реализовать основную
образовательную программу начальной школы в разнообразных
организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики,
конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.)
·
Обеспечить комфортные
условия смены ведущей деятельности - игровой на учебную.
·
Обеспечить условия
формирования учебной деятельности.
Для этого необходимо:
·
организовать постановку
учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной
конкретизации учениками;
·
побуждать и поддерживать
детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения
учебных целей;
·
организовать усвоение знаний
посредством коллективных форм учебной работы;
·
осуществлять функции
контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам.
·
Создать условия для
творческой продуктивной деятельности ребёнка:
1.Ставить творческие задачи,
способствовать возникновению собственных замыслов.
2.Поддерживать детские инициативы,
помогать в осуществлении проектов.
3.Обеспечить презентацию и социальную
оценку продуктов детского творчества (организация выставок, детской
периодической печати, конкурсов, фестивалей и т. д.)
4.Создать пространство для социальных
практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.
Образовательная программа для 1-го
класса определяет нормативный срок, общую трудоемкость освоения основных
образовательных программ по ступеням образования.
0сновные образовательные программы
начальной школы реализуются через наборы:
а) обязательных учебных предметов: русский
язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир,
технологии творчества (музыка, ИЗО, технология), физическая культура;
б) внеурочной образовательной деятельности
(кружки, спортивные секции,
хореография с привлечением
преподавателя ДДиЮТ)
|