ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному
плану муниципального образовательного учреждения – Баганской
средней общеобразовательной школы № 1, реализующей стандарты
второго поколения
в 1-х классах в 2010-2011 учебном году
Образование в
начальной школе является базой, фундаментом всего последующего
обучения. В первую очередь, это касается сформированности
«универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение
учиться». Начальное образование закладывает основу формирования
учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных
мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные
цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные
действия и их результат. Именно начальная ступень школьного
обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы
учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и
совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками,
сформировать основы нравственного поведения, определяющего
отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание
образования на первой ступени реализуется преимущественно за
счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное
восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации
обучения (окружающий мир, художественный труд).
Продолжительность урока в начальной школе в 1 классе – 35 минут.
Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 учебные недели.
За счет
указанных в учебном плане часов реализуются дополнительные
образовательные программы, программа социализации учащихся,
воспитательная программа.
Базисный
образовательный план является механизмом формирования
образовательного плана общеобразовательного учреждения и одним
из оснований финансирования общеобразовательного учреждения.
Изучение
русского языка направлено на достижение следующих целей:
• развитие
речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать
средства языка в соответствии с условиями общения;
• воспитание
позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления
совершенствовать свою речь.
• освоение
первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского
языка;
• овладение
умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные монологические высказывания и письменные
тексты-описания и повествования небольшого объема; овладение
основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Предмет «
Литературное чтение» ориентирован на реализацию следующих
целей:
•
формирование читателя-школьника с развитыми нравственными и
эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности;
•
формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности
младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо,
различные виды пересказа);
• знакомство
с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.
Изучение
математики направлено на достижение следующих целей:
• развитие
образного и логического мышления, воображения, математической
речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для
успешного решения учебных и практических задач и продолжения
образования;
• освоение
основ математических знаний, формирование первоначальных
представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
• воспитание
интереса к математике, стремления использовать математические
знания в повседневной жизни.
Цель изучения
предмета « Окружающий мир» – осмысление личного опыта
общения ребенка с природой и людьми, понимание своего места в
природе и социуме, приучение детей к рациональному постижению
мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к
нему. Значение предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в
ходе его изучения учащиеся овладевают основами
практикоориентированных знаний и умений, в том числе – методами
изучения природы, правилами ухода за растениями и животными, а
также за собственным организмом. Этот предмет обладает широкими
возможностями для формирования у младших школьников умений
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила
поведения в мире природы и людей, правила здорового образа
жизни, т.е. основы адекватного поведения в окружающей среде, что
составляет основы экологической и культурологической грамотности
и соответствующих компетентностей.
Особое место
необходимо уделить формированию младших школьников здорового
образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных
ситуациях.
Изучение
предметов эстетического цикла направлено на достижение
следующих целей:
· развитие
способности к эмоционально-ценностному восприятия произведения
изобразительного и музыкального искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру;
· овладение
элементарными умениями, навыками, способами художественной и
музыкальной деятельности;
· воспитание
эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного искусства; нравственных и
эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу,
Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому,
многонациональной культуре.
Особенностями
учебного предмета « Технология» являются:
практико-ориентированная направленность содержания обучения,
которая позволяет реализовать практическое применение знаний,
полученных при изучении других учебных предметов (математика,
окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык,
литературное чтение), в интеллектуально-практической
деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для
развития инициативности, изобретательности, гибкости и
вариативности мышления у школьников;
•
формирование социально ценных практических умений, опыта
преобразовательной деятельности и развитие творчества - что
создает предпосылки для более успешной социализации личности;
• возможность
создания и реализации моделей социального поведения при работе в
малых группах обеспечивает благоприятные условия для
коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в
целом.
Изучение
физической культуры направлено на достижение следующих
целей:
· укрепление
здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и
всесторонней физической подготовленности;
· развитие
жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование
опыта двигательной деятельности;
· овладение
общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями,
умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха
и досуга;
· воспитание
познавательной активности, интересы и инициативы на занятиях
физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой
деятельности.
В
учебный план включена «Внеучебная работа», на которую отводится
10 часов в 1 классе: физическая культура «Школа здоровья» -
2ч
Хореография – 2 ч
Кружок «Юные художники» - 2 ч
Кружок «Разговор о правильном питании» - 2
Кружок «Юный натуралист» - 1 ч
«Проектная деятельность» - 1 ч
Учебный
план финансируется по максимальной учебной нагрузке.
|