ПРОГРАММА
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,
ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Важную роль в воспитании гражданина и патриота играет
общеобразовательная школа. Школьная пора - самое благодатное
время для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного
развития и гражданского воспитания, недостаток которых трудно
восполнить в последующие годы.
Духовно-нравственное развитие определяется нами как
педагогически организованный процесс последовательного
расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности
учащегося, развития способности человека сознательно
выстраивать отношение к себе (блок «Я и Я»), своей семье («Я и
семья»), обществу, государству, Отечеству («Я и Отечество»),
миру в целом («Я и планета Земля») на основе принятых моральных
норм и нравственных идеалов.
Программа направлена на духовно-нравственное развитие учащихся
на базе их приобщения к национальным российским и
общечеловеческим ценностям («Я и культура»).
Мы исходим из того, что наша программа воплощает в себе
совокупную деятельность школы, которая реализуется в трех
сферах: в процессе обучения (урочная деятельность) - во
внеклассной работе (внеурочная деятельность) - и во внеучебных
мероприятиях (внешкольная деятельность). Для того чтобы
воспитательная система была жизнеспособна, необходимо
согласованное функционирование всех этих трех подсистем.
Принципы реализации программы:
• Приоритет общечеловеческих нравственных ценностей: добро,
уважение, ответственность, готовность прийти на помощь,
старательность, добросовестность;
• природосоответствие воспитания: опора на природу ребенка, его
врожденные психофизиологические особенности, возможности;
• позиция «успех порождает успех»;
• «право на ошибку»;
• сотрудничество и взаимодействие;
• интеграция учебной и воспитательной деятельности.
Цель программы:
Гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему
основополагающих принципов нравственности
Задачи:
Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции,
сопричастности к героической истории государства
Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе
традиционных общечеловеческих и христианских ценностей
Раскрытие определяющей роли православия в становлении
культурных и духовно-нравственных традиций русского народа,
гражданских основ государства
Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового
образа жизни, личной гигиены
Задачи
(направления) деятельности |
Планируемые
результаты |
Виды и формы
деятельности, мероприятия |
Сроки
(периодичность) |
Ответственные
|
Блок «Я и Я»
1.Формирование
духовно -нравственных ориентиров.
2. Формирование
гражданского отношения к себе.
3.Воспитание
сознательной дисциплины и культуры поведения,
ответственности и исполнительности.
4. Формирование
потребности самообразования, воспитание своих
морально-волевых качеств.
|
Развитие
самостоятель
ности .
Воспитание дисциплины,
ответственности |
Практикум «Я и
мы»,
«Человек среди
людей»,
акции
милосердия «Дари тепло», беседа «Доброе слово, что
ясный день»,
«Правила
честного спора» |
Октябрь
Декабрь
Март
Сентябрь
январь |
Психолог
Ст. вожатые
Классный
руководитель
Классный
руководитель |
Блок «Я и
здоровье»
1.Создание
условий для сохранения физического, психического,
духовного и нравственного здоровья учащихся.
2. Воспитание
негативного отношения к вредным привычкам.
3. Пропаганда
здорового образа жизни и занятий физической
культурой.
|
Воспитание
полезных привычек. Привитие здорового образа
жизни |
Дни здоровья
«Весёлые старты»
Беседы: «Режим
дня и здоровье»
«Про злого
колдуна Сколиоза»
Неделя ЗОЖ
«Быть здоровым –
это модно» |
Раз в четверть
Раз в месяц
сентябрь
ноябрь
декабрь
|
Учителя
физкультуры
Учителя
физкультуры
Классный
руководитель
Школьный
фельдшер
Ст. вожатые |
Блок «Я и семья»
1.Формирование
представлений о семейных ценностях.
2.Формирование
уважения к членам семьи, воспитание семьянина,
любящего своих родителей.
3. Формирование
у учащихся понимания сущности основных социальных
ролей. |
Сплочение
родителей и детей |
День открытых
дверей.
Праздники:
«День пожилых»,
«День матери»
«8 марта»,
«23 февраля»
«9 мая»
Выпуск газеты
«Бабушки и дедушки нашей семьи»
«Моя семья в
фотографиях»
|
апрель
Октябрь
ноябрь
март
февраль
май
октябрь
май |
Ст. вожатые
Ст. вожатые
Ст. вожатые
Классный
руководитель
Классный
руководитель
Классный
руководитель |
Блок «Я и
Отечество»
1.Воспитание
понимания Отечества как непреходящей ценности,
связи с предыдущими поколениями.
2.Формирование
гражданского отношения к Отечеству.
3.Воспитание
верности духовным традициям России. |
Уважительное
отношение к государственным праздникам, к
символике,
чувство
гордости за свою страну |
Беседы:
«Гордо реет флаг
державный»
«День героя
антифашиста»
«Мы живём в
Российском государстве»
Вахта памяти
Конкурс рисунков
«Война глазами детей» |
декабрь
февраль
январь
май
апрель |
Ст. вожатые
библиотекарь
Классный
руководитель
Классный
руководитель, ст. вожатые
Ст. вожатые |
Блок «Я и
культура»
Воспитание у
школьников чувства прекрасного, развитие творческого
мышления, художественных способностей, формирование
эстетических вкусов, идеалов |
Развитие
индивидуаль
ности учащихся |
Творческие
конкурсы:
Конкурс рисунков
«Осеняя пора»,
«Вот пришли морозы и зима настала», «Весна, весна! И
все ей рады!»
«Ежели вы
вежливы»
Конкурс
новогодних открыток, конкурс поздравительных
открыток к «Дню пожилых», к «Дню учителя», 23
февраля, 8 марта
Праздники
«Масленица», «Новый год», «Посвящение в
первоклассники» |
В течении года |
Классный
руководитель, ст. вожатые |
Блок «Я и
планета Земля»
Формирование у
учащихся эстетического отношения к окружающей среде
и труду как источнику радости и творчества людей. |
Бережное
отношение к окружающей среде |
Акции «Покорми
птиц зимой», «Сделай дом для птиц»
Праздник «День
Земли»
«Встреча птиц» |
Декабрь – март
Март – апрель
апрель |
Классный
руководитель, ст вожатые |
|