Шклярова Ирина Анатольевна
 
Методическая копилка

 

Искусство учить

Эссе

Учитель начальных классов И.А. Шклярова 

Несколько   лет   назад,  с   нами ,  учителями   школы,    на   одном    из   методических  дней,   проводился    психологический   тренинг.   Нужно   было   одним  словом    ответить   на   вполне   заурядный   вопрос:  « Кто   я?»    Кто   -  то   из   моих    коллег    ответил :  «   Я  -   женщина» ,   кто -  то  увидел   себя    только   матерью,    большинство   сказали : « Я -  человек».   А   я,  даже  неожиданно   для   себя,  написала  :      «  Я  -   учительница».  Прочитав    свой    ответ ,   задумалась.   Хотелось   понять :  учитель  -   это   моя   профессия  ,  или   это  -  мой   образ  жизни.  

Не  без   смущения   и  не  без   страха  я  признаюсь  в  том,  что  школа -  это  среда   моего   обитания,  а   дети,  или   точнее   мои   ученики, -   это   смысл   моего   пребывания   на   этой    Земле.  Чем    старше  становлюсь,  чем   дольше    работаю   в   школе,  тем

больше   это   понимаю,  то  есть   понимаю,  что   без   школы,  вне   школы,  я   бы   не  чувствовала  себя   вполне   счастливой.

          Каждый    день   я   прихожу   в   класс  и  вижу   глаза  моих  учеников,   слышу  их   бодрые,  чистые   голоса  -  и   понимаю : за  партами   сидит   Будущее.   Каким   оно   будет,  зависит  и  от   меня   тоже.  Но   огромная   ответственность    не   давит   на   меня  тяжёлым    грузом , а   даёт   мне   крылья. Эти  крылья  -    творчество.   Я   люблю   придумывать    интересные   уроки,  необычные   формы     работы  с  моими   любознательными  и   требовательными    детками,   люблю   размышлять   над   тем,  какую   силу    имеют   мои    педагогические  приёмы,   как   и   чем   они   прорастают      в    детских   душах.

         Я   не   просто   учитель.   Я  -   первая   учительница.   И  я  - первый   учитель, который  входит    в   жизнь    ребёнка   и   его   семьи. 

            Родители  доверяют  мне  своих  любимых , единственных ,

драгоценных  чад.  Наверное,  нет  на  свете  ни  одного  родителя,

которого  бы  не  волновало,  как  его  ребёнок  будет  учиться  в

школе.  Какие  у  него  взаимоотношения  сложатся  с  учителем,

со  сверстниками  насколько  учение  будет  для  него  радостным

и  полезным.  Я  понимаю,  что  то,  как  сложится  школьная  жизнь 

ребёнка,  зависит  во  многом  и  от  меня.  И  я  много  думаю  о  том,  как  помочь  ребёнку  в  его  развитии,  в  его  физическом,  умственном  и  духовном  росте  и   становлении.  Думаю  и  ищу,

ищу  нечто  глубокое,  общее  и  главное.  Поэтому  читаю  труды

великих  педагогов:  Сухомлинского,  Амонашвили,  Зайцева.  Отказалась  от  традиционной  системы  обучения,  3-й  год  работаю  по  системе  развивающего  обучения  Л.В. Занкова,  и  с 

удовольствием  наблюдаю,  как  растёт  познавательная  активность

моих  ребятишек,  какие  они  любознательные  и  как  настойчиво

ищут  возможность  для  утверждения  своего  мнения,  признания  их  интересов.  В  моём  классе  нет  деления  учащихся  на  сильных  и  слабых.  У   нас   есть   правило  :   каждый   имеет  право   на   ошибку,   каждый   способен  найти   собственный   путь  для    достижения   поставленной  цели.    Мои   воспитанники  легко   общаются  друг   с   другом  и  со  взрослыми.  И  это   меня   тоже   радует.   Этой  контактностью   они  помогают   нам,  педагогам   и   родителям,  понять   друг  друга,   сделаться   единомышленниками  в    общем   и   главном   деле  -  воспитании  детей.   Именно   дети   помогают  нам, взрослым,  управиться  с  самим  собой,  понять,  для   чего   все  мы   посланы   в  эту   жизнь  и   к   чему   призваны,   чего  мы   сами – то   стоим  в   нашей   жизни.  Вот   я  и  вернулась   к  тому,  с   чего   начала   своё   размышление:  почему  на   вопрос : « Кто   я»,  мною   был   дан  ответ : « Я – учительница» ,   почему   быть   учительницей   стало  смыслом   жизни   для   меня ,  да  я   думаю,  и  для  многих   моих   коллег.

       Я  уже   говорила   о  том,  что   дети   наше  будущее,  залог   нашего   бессмертия ,  но   не  до   конца   сказала   о  том,  чего  я   жду   от   общения   с   ними.  Так   чего   я  жду?   Да   радости,  конечно,  чего  же   ещё?!  А  чтобы   они  и  сейчас,  и  через   5  лет,  и  через   20  приносили   радость,   надо   действовать   как  художник,  не  по  плану,  не  по  образцу,  а  по  образу.  Когда  я  смотрю   на  своего  ученика,  то  в   голове   начинает   жить   его   идеальный    образ.    И   вот   постепенно   я   начинаю   лепить  из  ребёнка   Его   Идеальный   Образ.   Когда  я   вижу ,  что   у   меня  это  получается,  я   буквально   летаю    от  счастья.  Вот   это   и  есть  те   самые   крылья,  о  которых   я   говорила   вначале.  Крылья   творчества.   Я   как   Пигмалион,   создающий   свою   Галатею.  Только   у   меня   их   много, произведений   искусства,  и  они  все   Изначально   Живые,  а   потому   требуют   такой   нежности  от  меня ,   такой   тонкости :  чтобы   не   ошибиться,  не    навредить,  не   разрушить   то,  что   создала  природа,  а   лишь   довести  её    задумку   до   совершенства.  Трудно?  Да.  Интересно- не  то  слово…  Захватывающе!!!   Я   люблю   свой   труд ,    труд   учителя,  труд   художника   и   ваятеля.  

          Завтра   будет   новый  школьный   день.  Завтра  в  классе  на  меня   будут   смотреть   глаза.   Глаза   моих   учеников…  























 

Hosted by uCoz