Искусство учить
Эссе
Учитель начальных классов И.А.
Шклярова
Несколько лет назад, с нами , учителями
школы, на одном из методических дней, проводился
психологический тренинг. Нужно было одним словом
ответить на вполне заурядный вопрос: « Кто я?»
Кто - то из моих коллег ответил : « Я -
женщина» , кто - то увидел себя только матерью,
большинство сказали : « Я - человек». А я, даже
неожиданно для себя, написала : « Я -
учительница». Прочитав свой ответ , задумалась.
Хотелось понять : учитель - это моя профессия ,
или это - мой образ жизни.
Не без смущения и не без страха я
признаюсь в том, что школа - это среда моего
обитания, а дети, или точнее мои ученики, - это
смысл моего пребывания на этой Земле. Чем старше
становлюсь, чем дольше работаю в школе, тем
больше это понимаю, то есть понимаю,
что без школы, вне школы, я бы не чувствовала
себя вполне счастливой.
Каждый день я прихожу в
класс и вижу глаза моих учеников, слышу их бодрые,
чистые голоса - и понимаю : за партами сидит
Будущее. Каким оно будет, зависит и от меня тоже.
Но огромная ответственность не давит на меня
тяжёлым грузом , а даёт мне крылья. Эти крылья -
творчество. Я люблю придумывать интересные уроки,
необычные формы работы с моими любознательными и
требовательными детками, люблю размышлять над тем,
какую силу имеют мои педагогические приёмы, как
и чем они прорастают в детских душах.
Я не просто учитель. Я -
первая учительница. И я - первый учитель, который
входит в жизнь ребёнка и его семьи.
Родители доверяют мне своих
любимых , единственных ,
драгоценных чад. Наверное, нет на свете ни
одного родителя,
которого бы не волновало, как его ребёнок
будет учиться в
школе. Какие у него взаимоотношения
сложатся с учителем,
со сверстниками насколько учение будет для
него радостным
и полезным. Я понимаю, что то, как
сложится школьная жизнь
ребёнка, зависит во многом и от меня. И
я много думаю о том, как помочь ребёнку в его
развитии, в его физическом, умственном и духовном росте
и становлении. Думаю и ищу,
ищу нечто глубокое, общее и главное.
Поэтому читаю труды
великих педагогов: Сухомлинского, Амонашвили,
Зайцева. Отказалась от традиционной системы обучения, 3-й
год работаю по системе развивающего обучения Л.В. Занкова,
и с
удовольствием наблюдаю, как растёт
познавательная активность
моих ребятишек, какие они любознательные и
как настойчиво
ищут возможность для утверждения своего
мнения, признания их интересов. В моём классе нет
деления учащихся на сильных и слабых. У нас есть
правило : каждый имеет право на ошибку, каждый
способен найти собственный путь для достижения
поставленной цели. Мои воспитанники легко общаются
друг с другом и со взрослыми. И это меня тоже
радует. Этой контактностью они помогают нам,
педагогам и родителям, понять друг друга, сделаться
единомышленниками в общем и главном деле -
воспитании детей. Именно дети помогают нам, взрослым,
управиться с самим собой, понять, для чего все мы
посланы в эту жизнь и к чему призваны, чего мы
сами – то стоим в нашей жизни. Вот я и вернулась
к тому, с чего начала своё размышление: почему на
вопрос : « Кто я», мною был дан ответ : « Я –
учительница» , почему быть учительницей стало смыслом
жизни для меня , да я думаю, и для многих моих
коллег.
Я уже говорила о том, что дети
наше будущее, залог нашего бессмертия , но не до
конца сказала о том, чего я жду от общения с
ними. Так чего я жду? Да радости, конечно, чего
же ещё?! А чтобы они и сейчас, и через 5 лет, и
через 20 приносили радость, надо действовать как
художник, не по плану, не по образцу, а по образу.
Когда я смотрю на своего ученика, то в голове
начинает жить его идеальный образ. И вот
постепенно я начинаю лепить из ребёнка Его
Идеальный Образ. Когда я вижу , что у меня это
получается, я буквально летаю от счастья. Вот это
и есть те самые крылья, о которых я говорила
вначале. Крылья творчества. Я как Пигмалион,
создающий свою Галатею. Только у меня их много,
произведений искусства, и они все Изначально Живые,
а потому требуют такой нежности от меня , такой
тонкости : чтобы не ошибиться, не навредить, не
разрушить то, что создала природа, а лишь довести
её задумку до совершенства. Трудно? Да. Интересно- не
то слово… Захватывающе!!! Я люблю свой труд ,
труд учителя, труд художника и ваятеля.
Завтра будет новый школьный
день. Завтра в классе на меня будут смотреть глаза.
Глаза моих учеников… |