САМОАНАЛИЗ
педагогической деятельности учителя английского языка муниципального
образовательного учреждения - Баганской средней общеобразовательной
школы №1 Баганского района Новосибирской области
Петуховой Лидии
Васильевны
В
современных условиях развития науки, быстрого обновления информации
невозможно научить человека на всю жизнь, важно развить в нём интерес к
накоплению знаний, к непрерывному самообразованию. Перспективное
развитие школы 21 – го столетия ориентировано на переход от образования
как передачи ученику знаний к продуктивному образованию. Понимание
необходимости переориентировать учащихся на продуктивную образовательную
деятельность, наряду с обновлением содержания, потребовало от меня
перенесения акцента с непосредственного обучения иностранному языку на
изучение его самими учащимися, то есть на актуализацию самостоятельной
деятельности учащихся по овладению языком и культурой. В связи с этим
самостоятельная учебная деятельность становится на моих уроках важнейшим
компонентом учебного процесса. Основная цель моей работы – научить
ученика учиться, обеспечить условия для становления его субъектных
качеств, создать стойкую мотивацию в изучении иностранного языка,
активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и
исследовательскую деятельность; развить навыки устной и письменной речи,
творческие способности учащихся. Исходя из поставленной цели, ставлю
перед собой следующие задачи:
1.
Научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию,
осмысленно работать с подобранным материалом, справочным
инструментарием.
2.Помочь
учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление
программы высказывания с использованием плана, тезисов, вопросов, схем,
денотатных карт, подбор необходимых опор к плану (слов, словосочетаний и
т. д. )
3.Научить писать сообщения, сочинения, составлять рассказ, денотатные
карты, работать над текстом.
4.
Научить заполнять сравнительные таблицы, анализировать материал и делать
выводы.
Технологии обучения и воспитания ребёнка в школе сегодня, предполагающие
усиление его личностных качеств, потребовали от меня изменений и в самой
себе. Прежде всего, это приобретение таких качеств, как профессиональная
мобильность, способность и готовность к постоянному профессиональному
развитию и совершенствованию. Необходимым условием такого саморазвития и
самосовершенствования стала постоянная рефлексия своей профессиональной
деятельности и опыта своих коллег. Своим педагогическим кредо я хочу
выразить словами великого педагога К.Д.Ушинского: «Учитель живёт, пока
он учится. Когда он перестаёт учиться, в нём умирает учитель». Одним из
главных направлений своей профессиональной деятельности на протяжении 23
лет работы в нашей школе считаю самообразование творческий поиск.
Постоянно развиваю и углубляю свои знания, профессиональные умения,
преломляя их через призму своего опыта. В 2004 году мною были пройдены
курсы при НИПК и ПРО по теме «Коммуникативно – ориентированный подход в
обучении иностранному языку», а также курсы по работе с компьютером на
базе РУО. Постоянно приобретаю новинки методической литературы, пособия
по английскому языку, выписывая журналы, газеты на английском языке, что
помогает в работе в качестве учителя и руководителя РМО учителей
иностранного языка. Чтение литературы на английском и немецком языке,
прослушивание кассет, репетиторство, выполнение различных переводов
способствует языковой практике.
В
школе созданы и мною поддерживаются все необходимые условия для
творческой деятельности : отдельный кабинет, на уроках и во внеклассной
работе используются ТСО:
Магнитофон, компьютеры с выходом в Интернет, ксерокс, принтер,
видеомагнитофон; имеются достаточные библиотечные фонды. Администрация
школы заинтересованно относится к организации учебного процесса по
иностранному языку, оказывает методическую и материальную помощь. Всё
это создаёт благоприятные условия для самосовершенствования в работе над
темой района «Творческая деятельность личности в образовательном
процессе – принцип 21 века». Ориентируясь на данную тему, я определила
для себя тему самообразования: «Формирование самообразовательной
компетенции при личностно – деятельностном подходе в обучении
иностранному языку».
Работая над данной темой и реализуя поставленные задачи, я повышаю
практическую направленность урока за счёт разнообразных творческих
заданий и включение учащихся в активную деятельность на уроке. Это
возможно при условии создания мотивационной среды. Для её создания
стараюсь дать учащимся возможность на уроке рассказать одноклассникам и
учителю что- либо значимое, реальное для них. Помня о том, что знания
усваиваются успешнее в ходе активной работы с материалом, включаю
учащихся в деятельность, имитирующую реальную ситуацию, при этом
использую такие формы работы как: индивидуальную, работу в парах,
групповую. Работа в парах и группах увеличивает продолжительность речи
каждого, позволяет говорить на иностранном языке в неформальной
обстановке, даёт возможность взаимопомощи и обмена идеями. Формируя
навыки самостоятельной работы, использую следующие технологии
продуктивного обучения:
1.Личностно – ориентированную.
2.Интерактивного обучения.
3.Проблемно – поисковую.
4.Игровую.
5
.Проектную.
6..Технологию творческой самореализации личности.
7.Сценарно – контекстную.
8.Технологию аналитической работы с текстом. (см. Приложение )
Влияние
на личностную сферу учащихся в процессе самостоятельной учебной
деятельности
обеспечиваю содержанием самостоятельной работы за счёт:
а)
включения учащихся в решение реальных учебно – исследовательских задач
на разных этапах обучения с учётом психологических и возрастных
особенностей детей.
б)
подбором личностно – значимых тем, текстов.
в)
тщательным отбором формы работы с материалом, типов уроков, методов и
приёмов с учётом интересов и мотивации школьников.
г)
переработки, перестраивания, дополнения, изменения материала урока,
учебника за счёт привлечения дополнительной иформации, интересных
фактов.
д)
включения в программу дополнительных тем, не предусмотренных содержанием
УМК, но личностно значимых для учащихся.
е)
привлечения материалов периодической печати на английском языке.
В рамках
используемых технологий, направленных на развитие самостоятельных
навыков, использую разнообразные виды заданий и упражнений. На практике
убедившись в том, что проектная деятельность и ролевые игры особенно
эффективны для развития самостоятельности и креативности школьника,
широко применяю их в своей работе. На моих уроках дети выполняют
следующие виды проектов:
1.
Реферативные – учащиеся пишут рефераты по темам : «Традиции и обычаи»,
«Праздники», «Города», «Промышленность», «Особенности английского образа
жизни».
2.
Конструктивно – практические проекты: делают коллаж, ведут дневник
наблюдения погоды.
3.
Игровые ролевые проекты: разыгрывают игры, ставят постановки по текстам
сказок, материалам учебника, рекомендованного для домашнего чтения,
например: «Приключение Тома Сойера».
4.
Информационные и исследовательские проекты, например: «Географическое
положение, промышленность, сельское хозяйство Новосибирской области», «Баганский
район 40 лет тому назад и сейчас».
5.
Издательские проекты: «Портрет моей семьи», «Мои друзья и я»,
путеводители: «Русские традиции», «Приезжайте к нам в Баган».
6.Сценарные проекты: «Ночь Роберта Бёрнса», «Пасха по – европейски»,
«Рождественский вечер».
7.Творческие работы: Создание киноролика «Моё кино».
Активизации рефлексии ученика на уроках иностранного языка способствует
создание реальных ситуаций, нравственно значимых для него. Многолетняя
практика использования мною на уроках ролевой игры свидетельствует о том
, что когда ученик играет, у него быстрее работает мысль, углубляются
чувства. Учебные игры создают более высокую возможность переноса знаний
и опыта деятельности из учебной в реальную. На уроках провожу следующие
игры: пресс – конференции, интервью, разыгрывание ситуаций: «В
магазине», «В кафе», «Заказ билетов», «Поездка в транспорте». Учащиеся
разыгрывают различные ролевые ситуации:
а)
представитель фирмы рекламирует свою продукцию;
б)
представитель турагентства рекламирует турпоездку в Баган, в Лондон,
зимние туры;
в)
студенты вуза представляют своё учебное заведение на ярмарке профессий;
г)кинозвезда, режиссёр представляют свой фильм;
д)
«авторы» рекламируют лучшую книгу сезона.
Ролевые игры провожу как контролируемые ( на основе текста), так и
свободные, когда озвучиваю только её тему. Учащиеся сами делятся на
группы, сами распределяют роли и сами решают , что говорить и как будет
развиваться действие. Ситуация описывается лаконично, например: «К вам
едет гость из Москвы» - организуйте встречу гостя и его досуг. Удачно
выбранная роль позволяет ученику раскрыть свои таланты, возможности,
испытать радость общения и удовлетворения, поэтому на ведущую роль
подбираю, как правило, лидера, который активизирует всех. Для робких и
застенчивых сначала подбираю роли «второго плана», постепенно готовя их
к ролевому общению. Результаты анкетирования ежегодно показывают, что
ролевые игры, инсценирования разного вида вызывают наибольший интерес
учащихся. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык – средство
общения. Свой творческий потенциал учащиеся также проявляют при
выполнении письменных творческих заданий: составляют письменные ответы,
описывают характер литературного героя, пишут ответы на письма
подростков, взятые из газет, журналов на английском языке; описывают
родные места, обычаи, семейные традиции; ведут дневники погоды; пишут
рассказы, мини – сочинения, сказки, рекламные объявления. Большое
внимание уделяю подбору упражнений, направленных на активизацию речевой
деятельности: моделирование и составление текста по образцу,
восстановление содержательных пропусков собственным текстом, дополнение
и расширение текста, поиск недостающей информации. Для формирования
стратегии изучения языка учащиеся выполняют такие задания:
1.Самостоятельное выведение значения лексической или грамматической
единицы.
2.задания с использованием словарей ( смысловые задачи).
3.Смысловую группировку языковых единиц.
4.Вопросы для рефлексивной самооценки продвижения в изучении ИЯ.
5.Составление личных грамматических справочников в виде опорных схем,
таблиц, рисунков, денотатных карт грамматических значений.(см.
Приложение )
6.Составление собственных справочных записей с самостоятельно
сформулированными правилами, примерами.
7.Ведение традиционных словариков со списком самостоятельно накопленной
лексики.
8.Ведение тематических словарей.
9.Создание опорных схем лексических средств.
10
Ведение собственных справочных записей ( о стране изучаемого языка в
сопоставлении со своей страной.
Эмоциональная активность достигается атмосферой психологического
комфорта, созданием ситуации успеха, тактичной коррекцией ошибок. В
своей работе использую технологию сотрудничества, которая, с моей точки
зрения весьма продуктивна, так как дети раскрепощены и способны творить
на уроке. Считаю, что улыбка, доброта, толерантность, умение быть
интересным – эффективные педагогические средства. В зависимости от этапа
урока, вида деятельности и формы урока свою роль определяю так:
информатор, наблюдатель, консультант. Рефлексивная деятельность учащихся
достигается тем, что
а) даю
возможность учащимся самостоятельно исправить свой ответ или предлагаю
другим детям сделать это;
б) при
неудачном исправлении ошибок сама даю правильный ответ;
в)воспитываю терпимое отношение к чужим ошибкам для сохранения мотивации
и уверенности учащихся в себе;
г)
откладываю коррекцию до конца задания;
д)
записываю серьёзные ошибки во время ответов и возвращаюсь к ним, когда
ученик закончил говорить;
е)для
отслеживания результатов обучения использую разделы «Test
yourself»;
ж)
стараюсь давать положительную оценку работе учащихся.
Я
считаю, что контроль является важным этапом учебной деятельности, от
его видов, результатов и умения представить их учителем зависят мотивы
учения школьников. В своей работе использую следующие виды контроля:
констатирующий, текущий, итоговый. Контроль осуществляю в определённой
системе:
-проверка домашнего задания на каждом уроке;
-тематический учёт знаний (веду тетрадь учёта знаний);
-зачёты
по темам;
-самоконтроль (самодиктанты, работа «по ключам» ), взаимоконтроль;
-экзамен
один раз в год;
-контрольные работы;
-минитесты,
срезовые работы, тесты;
-устный
опрос;
- защита
проектов;
-круглый
стол;
-индивидуальные карточки, задания.
Эффективность работы учителя зависит от применяемых средств обучения. Я
использую следующие средства обучения: ТСО, демонстрационные материалы,
стандартные, наглядные ( таблицы, блок – схемы, стенды, плакаты),
раздаточный материал (карточки – задания, технологические карты),
игрушки, опорные конспекты, видео – и аудио материал, книжный фонд,
периодические издания на иностранном языке: «Мозаика», «Дайджест»,
«Иностранные языки в школе», учебно – методические комплексы: под
редакцией О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, А.П.Старкова,
Б.С.Островского, пособия по страноведению под редакцией В.А. Радовель и
Г.Д.Томахина, учебники под редакцией Е.Б. Поляковой, Г.П. Раббот, Г.П.
Шалаевой, В.В. Сафоновой, И.П. Твердохлебадр, В.П.Кузовлёва, Н.П.Лапа и
другие, рабочая скорректированная программа, газеты: «School
English», «English Learners Digest».
На
основе анализа своей деятельности и её результатов считаю, что
продуктивная самостоятельная работа обеспечивает реализацию личностного
творческого потенциала учащихся, накопление ими индивидуального опыта
освоения и использования иностранного языка, развитие устной и
письменной речи, способствует самоопределению и самореализации личности,
снимает боязнь языка. Ежегодно я обучаю от 100 до 150 учащихся 4 – 11
классов, все они успевают, в том числе 68 – 71 % учатся на «4» и «5»,
участвуют в школьных и районных олимпиадах, занимают призовые места (см.
Приложение ) Мои ученики выбирают английский язык для итоговой
аттестации, успешно её выдерживают, ежегодно отдельные ученики поступают
на ФИЯ НГПУ и Куйбышевского филиала, 10 моих учениц, окончив
педуниверситет , преподают английский язык в школах, лицеях, ПТУ города
Новосибирска и Баганского района, 12 моих воспитанниц – серебряные
медалисты школы, двое из них окончили ФИЯ НГПУ, мои выпускники успешно
учатся в вузах, проходят языковую стажировку в англоговорящих странах.
Опытом работы делюсь с коллегами: даю открытые уроки, выступаю на МО.
Опыт моей работы по теме «Личностно – ориентированный подход в обучении
иностранным языкам» обобщён районным МО учителей иностранного языка в
2004 году.
индивидуальные карточки, задания. виды
контроля: констатирующий, текущий, итоговыйия школьниковсебе;
юдатель, консультант.шибок
|