Педагогическая Концепция
«Береги здоровья с молоду!»
Учитель — профессия особая. Ее
величие в том, что она служит
развитию человека будущего.
Любовью учителя воспитывается
сердце ребенка, разумом учителя формируется
ум его питомцев, убеждения учителя
определяют убеждения его
воспитанников, трудом учителя создается величайшая ценность на
Земле — Человек.
Учитель начальных классов – не только учитель, для маленького школьника–
он родной и близкий человек. Учительница – вторая мама. И это
накладывает особый отпечаток на отношение педагога к своему труду, к
своим ученикам. Понять это и принять очень важно. И как всякая мама
желает, чтобы её ребёнок был здоров, я очень хочу, чтобы мои
воспитанники всегда были бодрыми, энергичными, радостными. Ведь только
здоровый и бодрый ребёнок сможет активно воспринимать учебный материал и
позитивно относиться к школе.
Главным в своей работе считаю общение с детьми, в том числе и на
уроке, создание атмосферы
взаимопонимания, уважения,
успеха, радости общения, для этого создаю условия, комфортные для
каждого ученика, так как на
состояние здоровья детей отрицательную роль играют условия обучения в
образовательных учреждениях. Большинство учащихся приобретают
заболевания в стенах школы. За время обучения в несколько раз
увеличивается количество детей с нарушениями слуха и зрения, с
изменениями опорно-двигательного аппарата, нервной системы,
желудочно-кишечного тракта. К выпускному классу полностью здоровых
остается не более 15%. Можно сказать, что дети расплачиваются за
образование в современной российской школе своим здоровьем.
Поэтому главная цель моей работы- сберечь здоровье ребёнка,
сохранить его физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье.
Одними из основных задач для меня являются:
·
Формирование
позитивного отношения детей к своему здоровью;
·
Развитие
умения корректировать своё психологическое состояние и настрой;
·
Обучение
умениям и навыкам снятия напряжения и усталости;
·
Профилактика
вредных привычек;
·
Предупреждение детской утомляемости в учебном процессе.
Я
считаю, что эффективность учебного процесса во многом определяется
степенью учета физических и психологических особенностей детей. Только
здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной
программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в
обучении учащихся.
В течение 5 лет я работаю над темой «Роль
здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательной процессе»,
изучила литературу по данной теме (Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие
образовательные технологии в работе учителя и школы».
Карасева С.В.
«Воспитание здорового образа жизни среди учащихся
начальных классов», Здоровьесберегающие технологии по системе В.Ф.
Базарного и др.),
прошла курсы по теме «Современные методы к преподаванию курса
«Окружающий мир», подготовила курсовую работу «Формирование здорового
образа жизни младших школьников», приняла участие в районном конкурсе
«Начальная школа – территория здоровья»
В
своей педагогической деятельности я опираюсь на психолого–педагогические
принципы, которые имеют приоритет здоровья : принцип не нанесения вреда,
принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов,
принцип триединого представления о здоровье (единство физического,
психического и духовно-нравственного здоровья).
Для
реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном
процессе использую современные образовательные технологии:
-здоровьесберегающие
(проблемное обучение, разноуровневое обучение, коллективная система
обучения, технология использования в
обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих
игр, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
-лечебно
– оздоровительные, в которых используется
разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и
формы работы: социально
адаптирующие и личностно развивающие. Они дают возможность повышать
качество образования, более эффективно использовать учебное время и
снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения
времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
В
своей работе использую различные формы и методы работы, которые
активизируют мыслительную деятельность учащихся, способствуют повышению
эффективности усвоения программного материала, развивают и повышают
интерес к учебному процессу: словесные методы в соединении с
практическими упражнениями (учебник – основной источник материалов для
упражнений ), эвристический (проблемный ( поиск правильного пути решения
проблемы активизирует мыслительную деятельность ребёнка),
проблемно-поисковый, поисковый), при изучении нового материала использую
два метода: индуктивный и дедуктивный, наглядные методы (использование
таблиц, схем, картин, рисунков в учебнике и пр.). Наглядность на уроках
– это не только зрительная наглядность, она также выражается в звуковой
и произносительной сторонах речи. Правильное произношение, чёткая
дикция, выразительность речи учителя иной раз лучше, чем рассуждения,
помогают понять языковое явление и, кроме того, способствуют воспитанию
у детей умения слушать и слышать речь, отчётливо и правильно
произносить, выразительно читать, различать интонационную сторону речи.
Чтобы обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся, я
создаю комфортное начало и окончание урока. Для поддержания у учащихся
высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости я
провожу на уроках разнообразные динамические паузы, физкультминутки,
ввожу игровые моменты, веду строгий учёт временной нагрузки учащихся,
работаю над правильным чередованием видов деятельности, провожу
интегрированные уроки (обучение грамоте – письмо), работаю в рамках
технологии поэтапного формирования действий.
При
планировании уроков я стараюсь сохранить целостный характер урока, а
также обеспечить связь всех его этапов на основе подчинения теме и
задачам урока. Нацеливаю учащихся на усвоение знаний, для чего в начале
урока с ребятами стараемся определить, что мы будем изучать на уроке,
как это можно сделать, где можно использовать в дальнейшем приобретённые
знания. Если дети знают, для чего им необходимы те или иные знания и
умения, то они с большим интересом работают. Изучаемый на уроке
материал подбираю так, чтобы он опирался на ранее изученный, имел связь
с ним, помог детям самим объяснить новый материал.
Объяснение нового материала составляю из первичного восприятия, которое
организую с помощью упражнений, дающих возможность наблюдать,
анализировать, сравнивать, и добавляю объяснения. Ученики подводят итоги
анализа и делают выводы. Я уточняю их, даю формулировку определения,
показываю, как соотнести определение и результаты анализа, т.е.
добиваюсь осмысления понятия. К этому этапу отношу и работу с учебником
– чтение данной в нём формулировки определения. На этапе первичного
закрепления стараюсь обучить детей приёмам применения нового материала,
выполнения практических действий, упражнений, обеспечивающих
сознательное использование нового материала в практике.
Для
формирования позитивного отношения детей к своему здоровью я включаю в
уроки “анатомические” задания, которые непосредственно ведут к
самопознанию. Дозирую количество письменных работ, проверочных, их
объём, как и объём домашних заданий.
Проверку знаний провожу в виде фронтального опроса (использую
сигнальные карточки в сочетании с комментированным ответом , что
позволяет мне оперативно получать сведения о степени усвоения материала
всем классом в целом и каждым учеником в отдельности, Индивидуальный
опрос, письменная проверка позволяют видеть успехи и неудачи всех
учеников, а также дают возможность убедиться в умении детей практически
применять полученные знания. Но информация о степени усвоения детьми
учебного материала поступает с некоторым опозданием, т.к. все письменные
работы требуют значительного времени на проверку, поэтому иногда
пользуюсь перфокартами. Также в своей работе использую такие виды
проверки как текущий учет, тематическая проверка, итоговый контроль.
Но
обучение – это не просто усвоение знаний и выработка умений и навыков.
Это ещё и развитие, воспитание детей. Воспитательное влияние оказывает
всё обучение в целом: организация детей на уроках и во внеурочное время,
экскурсии и походы, содержание учебного материала, подбор методов и
приёмов. Для уроков стараюсь отбирать такой материал, чтобы он был
ценен и для воспитания школьников, использую такие методические приёмы
обучения , которые способствуют лучшему усвоению знаний, развивают
детей, требуя от ребёнка активного внимания, мышления, запоминания.
Использую игру, так как именно игра вносит элементы занимательности и
неожиданности, делая уроки эмоциональными, активизируя волю ребёнка,
сводя до минимума утомляемость и напряжение.
В
учебно – воспитательном процессе считаю очень важной диагностику,
которая позволяет избежать роста имеющихся у детей заболеваний на
период поступления в школу и осуществлять их коррекцию, проводить
профилактическую работу. Для профилактики вредных привычек я составила
программу «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», физкультурно –
оздоровительную программу «Укрепи своё здоровье смолоду» и программу
«Ты в ответе за своё здоровье». Научный подход в преподавании необходим.
Составление дополнительных авторских образовательно - воспитательных
программ и проектов делает педагогический процесс системным и научным.
Работая над программами, я вновь и вновь обращаюсь к вопросам
педагогики, психологии, методики, поскольку время изменяет общество, а
значит, меняются дети. Учитель должен шагать в ногу со временем,
учитывать инновационные процессы, происходящие в системе школьного
образования. Стремлюсь к включению информационных технологий в учебный
процесс, сама использую компьютер на полную мощность: готовлю
дидактический материал, наглядные пособия, часто обращаюсь к Интернету ,
изучаю опыт коллег России. Провожу информационные классные часы,
внеклассные мероприятия, выпускаем с детьми буклеты, информационные
листы по профилактике «школьных болезней», подготовила цикл бесед для
родителей, помогающий организовать жизнь ребёнка вне школы, провожу с
родителями тренинги, родительские собрания, индивидуальные беседы, с
детьми- экологические игры. В сегодняшнем прагматическом мире считаю
очень важным воспитание нравственных качеств личности. Формирую
нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей
к пониманию красоты окружающего мира, пробудить у них стремление к
прекрасному, научить искусству мышления, любви к ближнему, быть добрыми
и полезными.
Результаты работы по здоровьесбережению детей
Благодаря созданию
комплекса мер по оздоровлению учащихся в рамках разработанных программ
здоровьесбережения в течение последних лет происходит заметное снижение
уровня общей заболеваемости детей (грипп, ОРЗ, ОРВИ) на 20 %,
количество часто болеющих снизилось на 6 %, а качество знаний по
основным предметам улучшилось.
2001-2002
2002-2003
2006-2007
|
% кач-во
|
% кач-во |
% кач-во |
|
3класс |
4 класс |
1 класс |
Математика |
62,5%
18,75% |
100%
56,25% |
Успевают все |
Русский язык |
81,25%
43,75% |
87,5%
56,25% |
Успевают все |
|