Эссе
Моя
педагогическая философия
«Сотворить Человека!»
Дранова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов Баганской СОШ№1
Я
люблю свою профессию. Сказала - и подумала: не просто профессию- я
люблю своё Дело. Поэтому слово «педагог» мне не нравится. Гораздо лучше
– «учитель». Учитель, наставник, воспитатель, проводник. Ряд синонимов
говорит по – разному, но об одном: о высокой миссии – помогать человеку
идти к своей вершине, вершине знаний, вершине духа. «Учитель»,
обращались к Христу апостолы, «Учитель», - называли подмастерья своего
наставника, «Учитель», -говорят о своём кумире художники, поэты,
писатели.
Я –
тоже учитель, школьный учитель, учитель начальных классов. Но от этого
моя роль не менее важна, чем роль Белинского для Некрасова, роль Пушкина
для Гоголя. Я тоже созидаю Человека – творца своей судьбы, созидателя
новой жизни, открывателя будущих научных истин, работника, труженика,
семьянина – в общем, Человека. Каков человек – таково и общество, такова
и жизнь в нём. Во многом от меня, учителя, зависит будущее.
Понимая это, я серьёзно отношусь к своему делу. Стараюсь для себя
определить те главные ориентиры, которые помогут мне добиваться хороших
результатов. Во – первых, конечно, это научить ребёнка основам наук,
дать базу необходимых для дальнейшей учёбы и жизни знаний, во вторых
воспитать нравственные качества в маленьких людях, в – третьих, научить
жить среди людей, научить общаться с другими людьми, в – четвёртых,
научить заботиться о своём здоровье: физическом и духовном. Я всегда
помню, что любое обучение должно быть воспитывающим. А воспитание детей
– старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе
человечества, оттого многим кажется, что оно несложное: ведь все
справлялись – и мы справимся. Это большое заблуждение. Героиня Барабары
Брыльской, учительница Надя Шевелева, в фильме Эльдара Рязанова «Ирония
судьбы», говорит «Ошибки учителей менее заметны, чем ошибки врачей, но
они не менее опасны для человека» - и она права. В древности воспитание
детей считали труднейшим из занятий, искусством из искусств.
Действительно, ни в какой другой человеческой деятельности итоги не
отличаются так разительно от затраченных усилий. В воспитании всё
начинается в детстве. Учитель начальных классов понимает это как никто
другой, ведь к нему приводят деток в ещё очень нежном возрасте, это ещё
только росточки – и каким будет растение зависит не только от семьи,
окружения, общества, но и от учителя во многом тоже. Это очень
интересно: прикоснуться к одной из самых сокровенных тайн человечества –
к тайне превращения несмышленого первоклассника во вполне
самостоятельного человека. Учитель, как и художник, действует не по
плану, не по отвлечённой идее, не по образцу, а по образу. Об этом я
помню всегда, и поэтому считаю, что должна не переделывать своих
учеников, не подгонять их под шаблон идеального ученика, а , учитывая
его индивидуальность, развивать его лучшие стороны личности, не мешая
при этом оставаться самобытной личностью. Конечно, если что – то вредит
ему, окружающим, надо корректировать, но очень и очень осторожно.
Учитель, как врач, должен помнить заповедь: «не навреди!», учитель как
скульптор, должен не творить заново, а понять, секрет камня и создать
именно то, что свойственно его природе, но при этом создать именно
шедевр! Первое, что я стараюсь выращивать в своих воспитанниках –
самостоятельность. Сознание, что человек – хозяин собственной жизни, а
для других – кормилец, поилец, заступник, защитник, товарищ, друг,
-должно прийти к ребёнку как можно раньше, и именнов школе это сознание
должно укрепиться, потому что именно здесь он получает опыт общения с
другими людьми, взрослыми и детьми, именно здесь он открывает для себя
через обучение грамоте другой мир- науки, литературы. Образование
окажется бесполезным, если не вырабатывать у ребёнка внутреннюю
самостоятельность, т. е. внутреннюю свободу. Образованный человек
свободнее неграмотного, хорошо образованный человек свободнее плохо
образованного, поэтому главная моя , задача, добиться, чтобы у детей не
пропадал интерес к обучению. Чем хороша свобода – тем, что за ошибки
человек расплачивается сам. Сознание этого формирует ответственность.
Ответственность стараюсь воспитывать в едином потоке обучения и
воспитания. Ответственность – первый шаг к нравственности, а
нравственность – это основа духовности. Для духовно развитого свобода –
крылья, для неразвитого – бремя. Желание взвалить его на плечи другого –
это проявление лености. Лень – вот с чем приходится бороться учителю в
своих учениках. Любое обучение – труд, а умственный труд очень тяжёл.
Наказанием ничего не добьёшься – труд стане отвратительным. А надо,
чтобы он привлекал. Делаю всё возможное для этого: похвала, улыбка,
радость учителя за успехи ребёнка его подбадривает, подстёгивает,
заставляет стремиться к новым успехам, к новым положительным эмоциям. И
здесь никогда не надо останавливаться, всё больше и больше подкреплять
важность положительных впечатлений от учебных действий. Надо помнить,
что к ответственности ведёт не та свобода, которая подарена, а та, что
добыта собственным усилием. Как же трудно научить ребёнка преодолевать
трудности, искать лёгкие пути! Какой соблазн у них получить удачу ценой
минимальных усилий! Знаю, что если ребёнок из благополучной семьи, где
есть мир, он. Чувствуя себя с первых шагов свободным, знает вкус
самостоятельности, и он стремится стать лучше, сильнее, умнее, старается
освободиться от своих плохих качеств. Но если ребёнок из неблагополучной
семьи и ребёнку приходится защищаться от скандалов, отвоёвывать свои
права на жизнь, он тратит столько сил, что на другое уже не хватает.
Семья – вот кто должен стать союзником учителя в формировании ребёнка.
Работа с семьёй очень важна. Этой работе уделяю много времени, внимания,
преодолевая инертность родителей, их непонимание, а порой даже и
враждебность . Но я всегда помню: я занимаюсь очень ответственным делом
– взращиванием Человека, и значит нужно многое в себе преодолеть: страх,
незнание, неуверенность, ту же самую пресловутую лень и слабость души.
Моя задача как учителя начальных классов – создать почву, благодатную
почву, чтобы дальнейшее обучение и воспитание. Через которое предстоит
пройти ребёнку, пошло бы им впрок. .Нельзя строить третий и пятый и
десятый этаж там, где нет фундамента. Начальная школа – это тот самый
фундамент – и халтуры он не потерпит, а значит с меня всё спросится:
спросит ребёнок, став взрослым, спросят его родители. Спросит общество,
спросит государство. Но прежде всего, я -сама с себя спрошу!
Труд
учителя сложен и труден,
Интересен, богат, многолик.
Состоит он из праздников, буден,
И как
важен, и как велик!
Я
люблю своё дело – не скрою:
Моё
дело – важнее всего.
Оно с
радостью, и оно с болью.
Это
- счастье моё! |