Активные формы обучения на уроках
русского языка и литературы Коваленко Л.И.
1.
Использование компьютера (отсканированные репродукции
картин, создание презентаций (10-20 минут на уроке). Слайды на
компьютере череду .лея с работой над текстом. Хороши
презентации во время знакомства с биографией писателя, с его
произведениями)
2. урок
- исследование
Цель: внимательно всмотреться в ту или иную
часть речи, понаблюдать за её жизнью в тексте.
В основе -текст художественной литературы
(чаще всего из школьной программы). Класс делится на
группы, у каждой группы свои вопросы. Обсуждение в группах
идёт 10-15 минут,
затем эти вопросы обсуждаются в классах.
Домашнее задание творческого характера
3.
Творческая мастерская - это целая технология, требующая от
пре5подавателя
перехода на позицию партнёрства с учащимися,
безоценочности и
приоритета процесса над результатом. Творческая мастерская
направлена на
«погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания
и
самопознания. Заканчивается мастерская всегда
рефлексией
ie
мысли, анализа своего пути, своих ощущений,
впечатлений.
- Какое природное явление мы с вами можем
наблюдать чаще всего летом?
(Дождь — гроза - молния- моё настроение в этот момент)
-
Нарисуем дождь
-
Вспомним
интересные истории из своей жизни, связанные с
дождём, расскажите друг другу- выберите самую интересную,
чтобы рассказать нам.
-
Какие слова
возникают в памяти, когда вы слышите слово
«дождь»-Запишите их в столбик, через строчку
-
Распространите
слова — ассоциации определениями или другими словами,
чтобы получились словосочетания
-Попробуйте дать определение слова «дождь»
(Дождь-это....)
- Используя содержание своей копилки, напишите
сочинение - миниатюру о
дожде. Выразите своё отношение к дождю.
Когда работа закончена, происходит обмен
мнениями, ребята зачитывают свои работы.
4.
«Разберём сочинение»
Цели: обучающие- учащиеся учатся писать
сочинение, выражать свои
мысли творчески, понятно развивающие - развитие
мышления, письменной речи воспитывающие - формирование
чувства собственного достоинства, уверенности в изложении
своих мыслей
A) учитель даёт задание написать
сочинение на определённую или
свободную тему.
Б) все учащиеся выполняют работу либо в
классе, либо дома
B)
учитель проверяет работы и выделяет те из них, которые
имеют какие -
либо достоинства. При этом учитель не делает никаких
пометок в
сочинении.
Г) учащиеся делятся на группы от 5 до 7
человек. Педагог даёт инструкцию: «Вам предлагается
проанализировать работу одного из членов вашей группы.
При анализе можно говорить только о том, что вам
понравилось. Каждый должен найти не менее одного достой.
Д) в каждой группе начинается анализ работ.
Все слушают и выказывают свои позитивные оценки, отмечая то,
что им понравилось. После этого свою оценку может
высказать и учитель. Исследования показывают, что эта
форма учит учащихся замечать хорошее в работе других.
Учащиеся учатся говорить об успехах других. Ученик,
воспринимающий позитивные оценки своего сочинения,
запоминает свои удачные находки, убеждается в своих
способностях.
Данная форма развивает интерес у учащихся к
выполненик ~пҐ> >го вида работ, это
приводит к созданию теплой атмосферы как в
малой группе, так и в классе в целом.
|