Работа с текстом при
подготовке к изложению в 7 классе
Учитель русского языка и литературы:
Саженина Т.Е.
Цель: развитие навыков устной и
письменной речи в обстановке сотрудничества и
взаимодействия.
Подбирается специальный
текст для изложения или используется данный в учебном пособии.
Работа над текстом осуществляется на уроке в несколько этапов,
что позволяет неоднократно прочитать текст, проработать его
содержание, проговорить основные мысли, сделать
подготовительные записи.
1 этап «Выделение
главного».
-Учитель в среднем темпе
читает текст, учащиеся следят за прочтением.
-Учащиеся внимательно
прочитывают текст самостоятельно.
-Цифрами нумеруют абзацы.
-Класс делится на 2 команды.
-1-я команда придумывает
вопрос-загадку к каждому абзацу текста.
-2-я команда выделяет в
каждом абзаце главную мысль.
-1-я команда задаёт вопрос-
загадку, 2-я команда отвечает, к какому абзацу относится вопрос
и кратко на него отвечает.
Оценивается оригинальность
вопроса-загадки у 1-й команды и точность, правильность ответа,
быстрота –у 2-й команды.
2 этап «Образное
восприятие»
-Учащиеся читают текст ещё
раз.
-Участники 1-й команды
должны содержание каждого абзаца изобразить пантомимой,
а 2-й команды изображают
главную мысль в виде рисунка или условных знаков.
-Совершается обмен
результатами работы:
1-я команда изображает
пантомиму, а 2-я команда её озвучивает, цитируя содержание
соответствующего абзаца.
2-я команда представляет
рисунок – 1-я подбирает подпись под рисунок цитатой
из текста или выражает
мысль своими словами.
3 этап «Конспект»
Каждому ученику раздаётся
столько небольших листочков, сколько абзацев в тексте. Ученики
кратко конспектируют каждый абзац на отдельном листочке,
словосочетанием, одной или двумя фразами выделяя главную мысль,
но не нумерует листочки. Перемешивает листочки и обменивается с
соседом по парте. Учащиеся внимательно прочитывают текст на
листочках и нумеруют их, ставя цифру-номер абзаца учебного
текста, к которому , по его мнению, относится конспект. Составив
свой вариант законспектированного текста, ученик сверяет его с
оригиналом, проверяя правильность своего решения. Оцениваются
те, кто правильно распределил листочки.
4 этап – заключительный
«С разных позиций»
-Выбирается вид деловой
игры: «Заседание учёного совета», «Пресс-конференция», «Защита
диссертации», «Семейный вечер», «Судебное заседание» и т. д. с
учётом содержания и возможностей текста.
- Распределяются роли, от
лица которых может быть изложено содержание данного текста.
-Каждый выбранный персонаж
представляет свою часть текста с учётом роли по заранее
подготовленным учителем вопросам по тексту.
Дома учащиеся отрабатывают
орфографию и пунктуацию текста
На следующем уроке пишут
изложение.
|