Размышления учителя литературы Бин Т.П.
5 ноября в
нашем педколлективе прошёл семинар по теме «Активные формы
обучения».
Знакомились и с признаками
активных методов, и с формами нестандартных уроков, и с
игровыми методиками, и с формами интерактивного обучения. Мои
коллеги рассказывали и
показывали, как они активизируют мыслительную деятельность своих
подопечных. Я всему
внимала и думала, что мы, учителя литературы, намного счастливее
всех остальных тем,
что на наших уроках дети свободно могут высказать своё мнение на
объект исследования без оглядки на строгие правила и теоремы,
подвергнуть сомнению точку зрения учителя или
опровергнуть совсем. Кажется,
сотни раз перечитаны классические произведения русской
литературы. Что нового можно ждать учителю, проработавшему не
один десяток лет в школе? Но нет, каждый урок - открытие,
откровение! Говорят
мальчишки и девчонки, слушаешь их и понимаешь: на дворе - 21
век, по-новому осмысливаются проблемы, которые подняли писатели
столетия назад. И мысли моих учеников несутся вперёд
неудержимо, быстро, где уж гоголевской тройке угнаться за
ними! Значит, надо указать
путь, который не привёл бы наших детей к обрыву, к пустоте,
чтобы были на этом
пути опоры, помогающие жить, и не просто жить, а быть Человеком.
Чтобы
стать Человеком, нужно думать, мыслить и свободно высказываться,
без стеснения, зажатости. Не бояться спорить, ошибаться, давать
полёт фантазии.
Вспоминаются
последние уроки литературы в 10-11 классах.
Был проведён урок-игра по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад».Конкурсы
включались разные: от требующих однозначных ответов на вопросы ,
связанных с доскональным знанием содержания пьесы, до
творческих, где нужно было придумать хвалебную речь в
честь какого-нибудь предмета ( по примеру Гаева). Ребята
порадовали меня точными ответами, а себя -хорошими отметками.
Но урок-игра
- это последний этап в школьном изучении данной пьесы. А до
этого были другие уроки, разные...
Вспоминаю урок-исследование, на котором нужно
было обоснованно выразить своё
отношение к Любови Андреевне
Раневской. Чехов с глубокой любовью относился к своей героине:
«Умна, очень добра, рассеянна, ко всем ласкается, всегда улыбка
на лице...».В.Короленко и М.Горький крайне отрицательно
отзываются об этой героине. «Раневская -дворянская клушка, ни к
чему не годная...» (Короленко). «...паразиты,
лишённые силы
снова присосаться к жизни...» (Горький —о Раневской и Гаеве).
Чехов возмущается: «...в моей пьесе видят...не
то, что я написал...». Кто же прав? Целый урок доказывали,
спорили, цитировали героев.
А на некоторых уроках есть моменты - «зажигалочки»
(так называю я вопросы, на первый взгляд, идущие не в
соответствии с идеей произведения). Беседуя с ребятами о
характере Катерины (пьеса «Гроза»), вижу, что всё идёт по
накатанной дорожке, всё предсказуемо; доказывают с увлечением,
что Катерина угнетена в доме свекрови, что Кабаниха - ханжа, что
Катерина не может лгать, лицемерить и т. д. Резко прерываю поток
речей своих учеников: «Почему Катерина, столь угнетённая в доме
свекрови, единственная в этой семье обращается к матери Тихона
на «ты»? Почему Кабаниха признаёт, принимает это «ты» от снохи?»
Или: что означает первая реплика Катерины,
обращенная к Кабанихе: «Для меня, маменька, всё одно, что родная
мать, что ты»?
В драматических произведениях всё важно, каждое
слово героев, каждая ремарка. Вот ещё одна «зажигалочка».
Спрашиваю у ребят, как они объяснят, что одну и ту же ремарку
Островский повторяет дважды слово в слово: Катерина, прощаясь с
Тихоном, «кидается ему на шею». И вновь - «кидается ему на шею»,
- но только Борису Григорьевичу (а обе сцены по времени совсем
рядом).
Прочитали мы пьесу Островского «Бесприданница»
.Вопросов, заставляющих думать,
размышлять, много. Да и вся
классическая литература ставит вопросы, на которые ответы
читатели ищут веками. После урока по «Бесприданнице» прошу ребят
написать творческие миниатюры, темы разные, например, такая:
«Пистолет Карандышева дал осечку. Какой могла стать судьба
Ларисы в этом случае?» Ответы были интересные, но суть одна
-Ларису ждала трагическая, печальная судьба, даже если и в Париж
уедет или в глухомань, будет богата или стеснена в средствах.
Вспоминаю ещё один урок, проведённый в этом году
в 10 классе. Занятие было посвящено поэме М.Ю.Лермонтова
«Демон». Учащиеся заинтересовались темой демонизма в творчестве
поэта. В ходе урока мы работали с иллюстрациями М.А.Врубеля
«Танец Тамары», «Демон», «Тамара в гробу» и др. В конце концов
ребята сделали вывод, что Лермонтов не смог бы написать своего
«Демона», а Врубель так гениально иллюстрировать его, если бы и
поэт, и художник по духу не были бы близки своему герою Демону.
Для этого пришлось вспомнить судьбу Лермонтова, о жизни Врубеля
прочитали в дополнительных источниках.
Чтобы побудить ребят к активности на уроках
литературы, часто прибегаю к такому
приёму. Даю задание прочесть определённый эпизод, прошу
сформулировать вопросы, на которые учащиеся хотели бы услышать
ответы. Ответы обсуждаются коллективно. Такой приём работает во
всех классах, с 5 по 11.
В данном
случае вспоминаю недавно проведённый урок по рассказу И.Бунина
«Лёгкое
дыхание». Лёгкое дыхание...
Прошу назвать слова - ассоциации по звуку, запаху, цвету и т.д.
Называют много: воздушность, прозрачность, свежесть,
невесомость, нежность и др.Далее
читаем и анализируем стихотворение А.Фета «Бабочка»(текст у
каждого на
парте).Основной вопрос: «Что связывает образ бабочки и Оли
Мещерской?» Исходя из
этого, пытаемся определить, что значит жизнь Оли для нас,
читателей, что хотел
донести до наших душ И.Бунин. Первая точка зрения : прерванная жизнь
героини - это
предостережение, не надо жить легкомысленно. Автор сочувственно
относится к героине.
Вторая точка зрения: Оля Мещерская -это радостное восприятие
жизни, мира, это
простота, грациозность. Бунин любуется девушкой, т.к. ценит в
людях этот редкий талант — умение наслаждаться красотой мира.
Она озарила мир ярким светом, исчезла, чтобы вернуться
потом.
Какой точки
зрения придерживаются юноши и девушки в наше время? Писали мини-сочинение.
Мнения разделились, и некоторые осудили героиню за такой образ
жизни (в основном это были юноши).
В среднем
звене на уроках литературы часто прошу нарисовать, каким видится
внутренний мир героя через разноцветье красок. Здесь всё имеет
значение: цвет,
контуры, орнамент и т. д.
Потом рисунки обсуждаются, но сначала даётся слово автору
рисунка. Говорить на эту
тему можно бесконечно. Заканчивая, хочу сказать: «Давайте
возможность высказаться своим
ученикам, выслушайте их мнение, если согласны -согласитесь
с радостью; нет—докажите несостоятельность их выводов, но
обоснованно, чутко и корректно. Слушайте своих учеников, и вы почувствуете дыхание
стального, жестокого и в то же время трепетного, нежного
21 века.»
|