---> СТАТЬИ <---
 


Активные формы обучения

Учебный процесс не просто совокупность предметов -это единство функций в процессе изучения каждой дисциплины. Современные условия требуют от учителя новых подходов в обучении, особенно активизации его процесса, способствующего развитию мышления школьников. Использование активных форм обучения – один из главных вопросов, решаемых педагогами нашей школы. Обсуждению этого вопроса посвящены методические семинары, заседания кафедр. Педагоги школы используют в практике нетрадиционные уроки, инновационные технологии, приёмы активного, интерактивного, игрового обучения. Свой опыт работы представляют в «Методической энциклопедии», созданной в школе, фрагменты которой мы здесь и представляем.

>>> Презентация Активных Форм Обучения <<<

 

Размышления учителя литературы Бин Т.П.

5 ноября в нашем педколлективе прошёл семинар по теме «Активные формы обучения». Знакомились и с признаками активных методов, и с формами нестандартных уроков, и с игровыми методиками, и с формами интерактивного обучения. Мои коллеги рассказывали и показывали, как они активизируют мыслительную деятельность своих подопечных. Я всему внимала и думала, что мы, учителя литературы, намного счастливее всех остальных тем, что на наших уроках дети свободно могут высказать своё мнение на объект исследования без оглядки на строгие правила и теоремы, подвергнуть сомнению точку зрения учителя или опровергнуть совсем. Кажется, сотни раз перечитаны классические произведения русской литературы. Что нового можно ждать учителю, проработавшему не один десяток лет в школе? Но нет, каждый урок - открытие, откровение! Говорят мальчишки и девчонки, слушаешь их и понимаешь: на дворе - 21 век, по-новому осмысливаются проблемы, которые подняли писатели столетия назад. И мысли моих учеников несутся вперёд неудержимо, быстро, где уж гоголевской тройке угнаться за ними! Значит, надо указать путь, который не привёл бы наших детей к обрыву, к пустоте, чтобы были на этом пути опоры, помогающие жить, и не просто жить, а быть Человеком. Чтобы стать Человеком, нужно думать, мыслить и свободно высказываться, без стеснения, зажатости. Не бояться спорить, ошибаться, давать полёт фантазии.

Вспоминаются последние уроки литературы в 10-11 классах. Был проведён урок-игра по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад».Конкурсы включались разные: от требующих однозначных ответов на вопросы , связанных с доскональным знанием содержания пьесы, до творческих, где нужно было придумать хвалебную речь в честь какого-нибудь предмета ( по примеру Гаева). Ребята порадовали меня точными ответами, а себя -хорошими отметками.

Но урок-игра - это последний этап в школьном изучении данной пьесы. А до этого были другие уроки, разные...

Вспоминаю урок-исследование, на котором нужно было обоснованно выразить своё отношение к Любови Андреевне Раневской. Чехов с глубокой любовью относился к своей героине: «Умна, очень добра, рассеянна, ко всем ласкается, всегда улыбка на лице...».В.Короленко и М.Горький крайне отрицательно отзываются об этой героине. «Раневская -дворянская клушка, ни к чему не годная...» (Короленко). «...паразиты, лишённые силы снова присосаться к жизни...» (Горький —о Раневской и Гаеве).

Чехов возмущается: «...в моей пьесе видят...не то, что я написал...». Кто же прав? Целый урок доказывали, спорили, цитировали героев.

А на некоторых уроках есть моменты - «зажигалочки» (так называю я вопросы, на первый взгляд, идущие не в соответствии с идеей произведения). Беседуя с ребятами о характере Катерины (пьеса «Гроза»), вижу, что всё идёт по накатанной дорожке, всё предсказуемо; доказывают с увлечением, что Катерина угнетена в доме свекрови, что Кабаниха - ханжа, что Катерина не может лгать, лицемерить и т. д. Резко прерываю поток речей своих учеников: «Почему Катерина, столь угнетённая в доме свекрови, единственная в этой семье обращается к матери Тихона на «ты»? Почему Кабаниха признаёт, принимает это «ты» от снохи?»

Или: что означает первая реплика Катерины, обращенная к Кабанихе: «Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты»?

В драматических произведениях всё важно, каждое слово героев, каждая ремарка. Вот ещё одна «зажигалочка». Спрашиваю у ребят, как они объяснят, что одну и ту же ремарку Островский повторяет дважды слово в слово: Катерина, прощаясь с Тихоном, «кидается ему на шею». И вновь - «кидается ему на шею», - но только Борису Григорьевичу (а обе сцены по времени совсем рядом).

Прочитали мы пьесу Островского «Бесприданница» .Вопросов, заставляющих думать, размышлять, много. Да и вся классическая литература ставит вопросы, на которые ответы читатели ищут веками. После урока по «Бесприданнице» прошу ребят написать творческие миниатюры, темы разные, например, такая: «Пистолет Карандышева дал осечку. Какой могла стать судьба Ларисы в этом случае?» Ответы были интересные, но суть одна -Ларису ждала трагическая, печальная судьба, даже если и в Париж уедет или в глухомань, будет богата или стеснена в средствах.

Вспоминаю ещё один урок, проведённый в этом году в 10 классе. Занятие было посвящено поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». Учащиеся заинтересовались темой демонизма в творчестве поэта. В ходе урока мы работали с иллюстрациями М.А.Врубеля «Танец Тамары», «Демон», «Тамара в гробу» и др. В конце концов ребята сделали вывод, что Лермонтов не смог бы написать своего «Демона», а Врубель так гениально иллюстрировать его, если бы и поэт, и художник по духу не были бы близки своему герою Демону. Для этого пришлось вспомнить судьбу Лермонтова, о жизни Врубеля прочитали в дополнительных источниках.

Чтобы побудить ребят к активности на уроках литературы, часто прибегаю к такому приёму. Даю задание прочесть определённый эпизод, прошу сформулировать вопросы, на которые учащиеся хотели бы услышать ответы. Ответы обсуждаются коллективно. Такой приём работает во всех классах, с 5 по 11.

В данном случае вспоминаю недавно проведённый урок по рассказу И.Бунина «Лёгкое дыхание». Лёгкое дыхание... Прошу назвать слова - ассоциации по звуку, запаху, цвету и т.д. Называют много: воздушность, прозрачность, свежесть, невесомость, нежность и др.Далее читаем и анализируем стихотворение А.Фета «Бабочка»(текст у каждого на парте).Основной вопрос: «Что связывает образ бабочки и Оли Мещерской?» Исходя из этого, пытаемся определить, что значит жизнь Оли для нас, читателей, что хотел донести до наших душ И.Бунин. Первая точка зрения : прерванная жизнь героини - это предостережение, не надо жить легкомысленно. Автор сочувственно относится к героине. Вторая точка зрения: Оля Мещерская -это радостное восприятие жизни, мира, это простота, грациозность. Бунин любуется девушкой, т.к. ценит в людях этот редкий талант — умение наслаждаться красотой мира. Она озарила мир ярким светом, исчезла, чтобы вернуться потом.

Какой точки зрения придерживаются юноши и девушки в наше время? Писали мини-сочинение. Мнения разделились, и некоторые осудили героиню за такой образ жизни (в основном это были юноши).

В среднем звене на уроках литературы часто прошу нарисовать, каким видится внутренний мир героя через разноцветье красок. Здесь всё имеет значение: цвет, контуры, орнамент и т. д. Потом рисунки обсуждаются, но сначала даётся слово автору рисунка. Говорить на эту тему можно бесконечно. Заканчивая, хочу сказать: «Давайте возможность высказаться своим ученикам, выслушайте их мнение, если согласны -согласитесь с радостью; нет—докажите несостоятельность их выводов, но обоснованно, чутко и корректно. Слушайте своих учеников, и вы почувствуете дыхание стального, жестокого и в то же время трепетного, нежного 21 века.»


 

Hosted by uCoz